Беседа об истинной духовности и Кандинке

Посвящается Шриле Прабхупаде, истинному Человеку, Учителю и Другу

Вопрос: Что представляет собой вайшнавизм (Сознание Кришны) и почему эта религия распространяется в России, большая часть населения которой считают себя православными христианами?

Ответ: Мы не проповедуем христианам, это наш принцип. В том смысле, что мы не предлагаем христианам поменять религию. Когда Шрила Прабхупада (основатель нашего Общества) разго­варивал с христианами, он вдохновлял их повторять Иисусову молитву на четках и обсуждал с ними заповеди христианства (такие, как “Ни убий”, и др.). Он говорил также, что многие из христиан не следуют учению Христа осознанно, поэтому он основал на Западе Движение сознания Кришны.

Вопрос: Тем не менее, многие члены Общества сознания Кришны наверняка являются крещенными, поэтому разве не справедливы обвинения в том, что вы занимаетесь прозелитизмом (т.е. побуждаете людей сменить религию)?

Ответ: Ни для кого не секрет, что между обрядом и созна­тельным принятием веры имеется существенная разница. Многие формально принявшие крещение становятся впоследствии агностиками и неверующими. Мы думаем так: если Православная Церковь не может позаботиться об этих людях, дать им духовное прибежище, то это должны сделать мы или другие религиозные конфессии. Или пусть лучше деградируют в бездуховной атмо­сфере?

Вопрос: Давайте вернемся к вопросу о том, что представляет собой вайшнавизм. Насколько верно утверждение, что вайшнавизм является традиционной религией Индии?

Ответ: Вайшнавизм – учение любви к Всевышнему Господу Вишну, или Кришне, известное также как бхакти-йога – испо­ведуется индусами издревле. Оно увековечено в “Бхагавадгите” и “Бхагавата Пуране” – священных санскритских текстах, насчитывающих несколько тысяч лет. Что касается практики воспевания Харе Кришна мантры, то широкое распространение в Индии она получила около пятисот лет назад, в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья – великий святой 16-го века, придавший новую силу и глубину ведической традиции бхакти. Мы являемся его последователями.

Вопрос: Но ведь принято считать, что индуизм – это закрытая кастовая система, т.е. не будучи этническим индусом, причем родившимся в высокой касте, принять посвящение в любой разновидности ведизма невозможно.

Ответ: Это как раз и есть то представление, против которого боролся Шри Чайтанья и другие великие Учители Индии. Напри­мер, известно, что Чайтанья сделал одного человека, родившегося в мусульманской семье, то есть человека вне индуистского общес­тва, ачарьей (авторитетом для индусов) в отношении повторения на четках Харе Кришна 1. Почему? Потому что этот человек обладал качествами святого. Чайтанья разрушил кастовые предрассудки индусов на основе истинного понимания Вед, однако до сих пор некоторые “ортодоксы” в Индии полагают, что вайшнавизм (вишнуизм) – это “национальная религия”. Что тут поделаешь? В санскрите вообще нет слова “индус”, поскольку Веды – это Уни­версальные Знания, они для всех.

Проповедь учения бхакти на Западе не являлась изобретением Прабхупады. Биографы Шри Чайтаньи упоминают об одном его пророчестве, согласно которому святое имя Кришны будут вос­певать в каждом уголке мира. Первую попытку исполнить проро­чество Чайтаньи и познакомить не-индусов с учением бхакти пред­принял еще духовный учитель Шрилы Прабхупады – Бхактисидд-ханта Сарасвати Тхакур. Он посылал своих учеников – санньяси (монахов) в Европу, но их миссия не увенчалась значительным успехом. Именно Прабхупаде, благодаря его преданности делу учителя и смирению, удалось исполнить пророчество Чайтаньи Махапрабху. Теперь вайшнавы не только индусы, но русские, аме­риканцы, итальянцы, японцы и др., причем уже во втором поколе­нии. Я думаю, что это духовное Движение постепенно будет все больше и больше востребовано национальными культурами и в будущем люди поймут, что Прабхупада совершил великий вклад в дело духовного возрождения цивилизации.

Основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (слева) и его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Встреча российских вайшнавов с главным министром правительства Дели госпожой Шейлой Дикшит

Автор богословских трудов о сампрадайе Шри Мадхава российский вайшнав Гададхар Пандит дас (в центре) — всегда почетный гость последователей древней вайшнавской традиции в Индии

4

Примечания:

  1. Хотя широкое распространение мантра Харе Кришна получила именно в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху, она не была неким нововведением в традиции бхакти. С этой мантры начинается древнее ведическое писание “Калисантарана Упанишад” (м.1), явля­ющееся частью Яджур Веды:

    харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
    харе рама харе рама рама рама харе харе
    ити шодашакам намнам кали калмаша нашанам
    натах паратайопайах сарва ведешу дришйате

    Первые две строчки – это текст мантры, а далее говорится: ити шодашакам намнам (эти шестнадцать имен Бога) кали калмаша нашанам (нейтрализуют влияние эпохи Кали – железной эпохи раздоров и лицемерия) натах паратайопайах (нет более высокого пути) сарва ведешу дришйате (во всех ведических писаниях).

Оставить комментарий