Практическое пособие по формированию эффективной команды духовных лидеров.
Актуальную редакцию книги вы можете найти на неофициальном сайте http://bvss.ru
Если вы обнаружили опечатку, то, пожалуйста, пришлите её на ask@bvss.ru
2017-02 — создание файла. Редакция 2017.01
2017-04 — замена содержимого книги, ибо новая редакция 2017.04
2017-05 — Приведение в соответствие с редакцией 2017.05
Формирование эффективной команды духовных лидеров
ПРЕДИСЛОВИЕ
Формирование команд духовных лидеров является одной из самых актуальных задач в ИСККОН. С чем это связано? Одна из главных аксиом, на которые опирается любое прогрессирующее общество — это образование и воспитание высокоэффективных кадров, в первую очередь
Помимо благословений, способность сотрудничать дает также и надежную защиту для лидера. Склонность к лидерству (или само положение лидера) проявляет в наших сердцах живущие там слабости (комплексы), в результате чего мы либо развиваем чувство превосходства (эго контролирующего), либо, наоборот, впадаем в состояние ложной зависимости от других, то есть снимаем с себя личную ответственность за Миссию (эго наслаждающегося). Оба эти настроения, порожденные материальной двойственностью, являются искушениями, способными не только нанести серьезный урон Движению
Когда лидер проявляет эго контролирующего, он стремится создать единое общество, в котором присутствует дисциплина, основанная на его авторитете. Когда же превалирует эго наслаждающегося, лидер становится конформистом, поддерживающим ложное разнообразие («Сколько людей, столько и мнений»), в результате чего в обществе усиливается конфликтность и его парализует застой. Однако Шрила Прабхупада хотел, чтобы лидеры ИСККОН учились действовать вне этой двойственности:
Чтобы преодолеть материальную двойственность и научиться приходить «к единству в различиях»,
Духовный лидер — это тот, кто способен видеть, как действует истинный Лидер, Шри Кришна, и помогать Ему в этом. Он хочет объединить всех не вокруг себя и своих планов (или даже планов группы), а вокруг Него. Конечно, такое лидерство — это своего рода «чудо», но в наследии нашей
ЧАСТЬ 1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДЫ ЛИДЕРОВ
Команда всегда формируется вокруг какого-то служения. Поэтому кандидаты для участия в команде должны быть изначально объединены каким-то конкретным делом. Каждый из них должен быть готов к серьезной и систематической работе над собой. Без подобной ответственной позиции мало что получится даже при самых совершенных образовательных технологиях. Нужно также учитывать, что команда лидеров не может быть большой. Чтобы в
После того, как состав участников сформирован, можно начинать обучение. Для формирования команды необходимо, чтобы её члены освоили две квалификации: овладели
Освоение культуры сат-санги
Как мы уже сказали, освоение данной культуры происходит через изучение определенных духовных принципов, на которых должно быть основано взаимодействие членов команды друг с другом. Описание этих принципов, а также подробное их объяснение, приводится в Части 2 данного пособия. Здесь же мы опишем технологию того, как эти принципы могут быть изучены. Данная технология состоит из следующих последовательных шагов:
1. Перед встречей
2. Во время встречи
3. После этого члены
4. В завершении групповой работы необходимо подвести итоги, чтобы каждый из участников высказался, что именно он получил в состоявшемся обсуждении. На этом этапе важен регламент. Нужно говорить по сути, выделяя самое важное: 2—3 минуты на каждого будет вполне достаточно.
5. Каждый член
Важно, чтобы у всех была постоянная внутренняя медитация на освоение изучаемого принципа, а также необходимо прилагать усилия по его реализации. В командном взаимодействии есть одно свойство, которое стоит учитывать: команда всегда будет двигаться со скоростью самого слабого. Это обстоятельство нужно помнить всем членам
Предупредим сразу, что будет непросто выполнить данное задание. Здесь обычно включается самое сильное сопротивление. В уме есть устойчивое представление, что если что-то уже обсуждено, то оно освоено. Но это далеко не так. Лишь в том случае, если человек регулярно применяет знание в своей повседневной жизни, можно говорить о том, что оно усвоено.
Напомним, что в соответствии с «Бхагавад-гитой» знанием считается непосредственный опыт человека, проявленный в качествах его характера («Бхагавад-гита», 13.8—12). Поэтому данный этап в освоении принципов культуры
Чтобы его полноценно реализовать, мы рекомендуем сделать следующее. Во-первых, организовать работу группового чата, в котором все члены
6. На следующей встрече каждый из участников
Весь период изучения принципов может длиться от полугода до года. Его результатом будет существенный опыт в практическом применении духовного знания, а также глубокие перемены на уровне личной этики у каждого члена
Примечание. Отметим один важный момент. Если
Формирование миссионерского видения
Усвоив до некоторой степени коллегиальную культуру, члены лидерской
1. Вначале члены лидерской
2. После этого необходимо задуматься над тем, за какие именно направления Миссии ИСККОН может нести ответственность лидерская команда, а также понять, как она будет взаимодействовать с официальными руководителями ИСККОН и лидерами, несущими ответственность за другие направления Миссии. Итогом данного анализа должен быть стратегический план команды, в котором будут сформулированы конкретные задачи на определенный период времени (один год или более). При составлении стратегического плана важно учитывать, что в нем должны быть описаны следующих элементы: конкретные задачи, которые требуется решить, необходимые для этого ресурсы, ответственные лица, сроки, а также признаки, по которым можно определить, что задача решена.
3. После того, как стратегический план будет сформулирован, придет время его воплощения. Каждый из членов лидерской
Нужно, чтобы члены
Регулярно обсуждая друг с другом воплощение стратегического плана, лидеры смогут глубоко понимать, как идет этот процесс, и вовремя его корректировать. Как обещает Шри Кришна в «Бхагавад-гите», Он даст необходимый разум для этого:
Примечание. Точно так же, как и при изучении принципов
ЧАСТЬ 2
ПРИНЦИПЫ САНГИ МАДХЙАМА-АДХИКАРИ
Просто приняв путь духовного развития, человек ещё не становится свободен от привычных для себя стереотипов и незаметно для него они будут по-прежнему проявляться в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с окружающими. Такие стереотипы поведения коренятся в неочищенном материалистичном разуме, которым обладает преданный
Ниже приводится список этих принципов, который был составлен на основе опыта коллегиального служения лидеров в нескольких общинах преданных. Конечно, Шрила Прабхупада не давал нам данный список, как не давал и много других деталей, которые оказываются важными, когда мы начинаем практически воплощать его учение. Каждый из приведенных принципов тесно связан с философией Шрилы Прабхупады и является практическим её приложением в сфере совместного служения преданных. Перечисленные принципы являются универсальными для лидеров, имеющих разную ответственность, будь то группа духовного общения, Совет общины, Региональный совет, Национальный совет и т. д. Разумеется, этот список принципов не претендует на полноту, но он вполне функционален и является надежной основой, обеспечивающей защиту лидеров и их эффективное служение обществу вайшнавов.
Нижеизложенные принципы весьма эффективны, но чтобы понять, как применять их на практике, необходимо глубоко понимать, какая
В целом все приведённые ниже принципы делятся на два класса: принципы, которые
Заметим ещё, что данные принципы не являются «психологическими приемами» для того, чтобы «воодушевлять преданных» делать то, что нужно руководителям. Лидеров, настроенных подобным образом, неизбежно ждёт фиаско на этом пути. Для того, чтобы принципы
Общие принципы
1
Каждый из нас ежедневно в молитвенном умонастроении воспевает на чётках
Признаком того, что сознание Кришны пробуждается в личности, является неотступная медитация. Медитация на что? Разумеется, каждый ответит, что на Бога. Однако, в соответствии с философией гаудийа-вайшнавов, это не совсем точный ответ. Воспринимать Бога в медитации возможно в том случае, если Он пожелает ответить в ней, а это происходит (согласно Его собственным словам, приведенным в
Смысл в том, что мы не можем воспринимать Имя Бога вне Его семьи и отношений в ней, даже с самым незначительным её членом. Шрила Прабхупада любил приводить пример, что приблизиться к высокопоставленному человеку как личности можно, проявив естественную заботу о зависящем от него члене его семьи, даже если это будет «всего лишь» его собака.
Есть семья, живущая с Богом в духовном мире. В медитации на Имена Кришны и его спутников, на исполнение Их желаний, заключается наша садхана. Это
Господу дорога вся Его семья, поэтому истинный хранитель
2
Мы не склонны обсуждать серьезные практические вопросы без
Когда преданные, не обученные культуре
Смысл второго пункта в том, что преданным следует развивать вкус совместного воспевания святого имени и обсуждения священных писаний перед тем, как переходить к практическим вопросам. Но это не должно быть так: вначале
Конечно, в применении этого принципа нужно учитывать время и обстоятельства. Иногда бывает необходимо срочно принять решение по какому-то текущему вопросу, и время не позволяет провести
3
Каждый из нас принимает коллегиальное руководство как сверхъестественный источник полномочий (принцип
Напомним, что термином «коллегиальность» мы обозначаем не коллективизм как таковой, но совместное стремление проявить волю Кришны в соответствии с
Коллегиальность несовместима ни со слепым согласием с мнением одного человека (даже если это руководитель), ни с принятием мнения какой-либо группы в Совете, договорившейся между собой (даже если она составляет большинство). Шрила Прабхупада одобрял процедуру голосования, но он не одобрял демократию в обычном смысле этого слова.
Не ущемляет ли процедура голосования «права меньшинства» в Совете? Лидеров не должны беспокоить права меньшинства или большинства, им следует беспокоиться по поводу исполнения обязанностей перед обществом преданных. Если решение необходимо принимать сейчас (поскольку в противном случае пострадают конкретные люди), то мы принимаем его, даже если нет консенсуса по обсуждаемому вопросу[2].
Другой вопрос: как может проявиться Абсолютная Истина в относительном формате голосования? Ведь правда не принадлежит большинству. Ответ: именно поэтому все принципиальные вопросы, затрагивающие веру преданных, мы решаем общим согласием. Для этого недостаточно, чтобы все проголосовали «за»: то, что мы договорились по какому-то вопросу (состыковали свои мнения), совсем не означает, что мы приняли правильное решение. Истинный консенсус означает, что в результате обсуждения мы обрели видение, которое не просто всех устраивает, но вдохновляет и объединяет нас, открывая замечательные возможности сделать что-то для удовлетворения Господа. Духовный консенсус — это ни что иное, как проявление Кришны. Те, кто знает, что это значит, не спутает атмосферу консенсуса ни с чем иным. Что касается разночтений и политики, присущих демократии (и процедуре голосования как таковой), то этой проблемы не возникает в коллективе, в котором между преданными есть согласие по идеологическим вопросам, а также согласие в базовых нравственных принципах
Духовный человек отличается от материалиста тем, что следует дедуктивному, а не индуктивному методу познания. На практике это означает, что в процессе обсуждения важных практических вопросов преданные должны исходить из общих понятийных и ценностных предпосылок. Если они не ясны, то прежде, чем обсуждать противоречивые вопросы, им нужно сначала определиться в общих предпосылках. Именно так они будут обращаться к синергийному духовному разуму (
4
Мы стремимся всегда пребывать в ученической позиции, серьёзно относясь к советам и замечаниям, от кого бы они ни исходили, даже если иногда они кажутся несправедливыми. Ученик не уклоняется от вызовов жизни и не поддаётся на провокации со стороны окружающих (в частности, он не склонен оправдываться), вместо этого он думает: «Что этим хочет сказать мне
Лидер Общества отличается от простого его члена именно тем, что находится в устойчивой ученической позиции, радуясь различным вызовам так же, как храбрый воин радуется сильному противнику. Безусловно, лидер не ищет проблем, но, когда они приходят, то он спокойно, полагаясь на Кришну, поворачивается к ним лицом, не перекладывая ответственность на других. Позиция лидера мужская: «Если я договорился с человеком, а он не исполнил положенное, то в том моя вина — значит, не так договорился или не проследил». Он думает именно таким образом. Он будет разбираться, почему договоренность не была исполнена, а не осуждать другого.
Лидер может предложить подопечному принять наказание, если это необходимо, но ни в коем случае не будет осуждать его. Почему? Потому что осуждение приучает людей не к сознательной ответственности за свои поступки, а к ложной зависимости от отношений со старшим и его оценок. Такая зависимость от религиозного руководства благотворна для человека на начальной стадии, когда он только вырвался из материалистичного окружения, насаждающего в нём дурные качества и привычки, но ещё продолжает находиться в психологической зависимости от всего этого. Однако когда он укореняется в традиции, то позиция подобной ложной зависимости становится препятствием для его духовного прогресса, который требует культивирования личной осознанности.
Если лидер совершил ошибку, то она должна быть признана им безоговорочно и в присутствии других членов
Если лидер позволяет себе судить вслух о других людях: «Этот занимается политикой», или: «А тот просто собирает
Часто лидеры видят причину проблем в подопечных, в том, что те плохие ученики. Если бы Шрила Рупа Госвами был согласен с таким представлением, то он адресовал бы упомянутый выше первый стих «Нектара наставлений» н наставникам, а их последователям. Суть же в том, что именно учитель должен быть настоящим учеником, тогда у других есть шанс ими стать. Если же он считает, что у него плохие ученики (не принимают его авторитет, недостаточно усердны и т. п.), то, скорее всего, это означает, что он сам является таковым. Разумеется, как говорилось выше, наставник может ругать кого-то в сердцах, если это необходимо для его блага, но мы здесь говорим именно о его внутренней позиции. Настоящий лидер думает: «Эти люди — мои
Все отношения должны строиться вокруг заранее оговорённых и всеми принятых объективных этических принципов, одинаковых для всех. Если кто-то их нарушает, то с ним обсуждают и ему проповедуют, если же преданный совершает нарушения неоднократно, то его наказывают.
Культура взаимоотношений
5
Мы проявляем реализм и не потакаем собственной разочарованности друг в друге при возникновении неизбежных при обсуждении сложных вопросов расхождений и противоречий. Более того, мы видим в противоречиях и даже в недостатках (своих и чужих) возможности роста.
Мы можем быть по-настоящему уверены в том, что наша
Религиозный идеализм, тщательно маскирующийся в одежду смирения и покорности, является основой всех оскорблений. При возникновении разногласий со старшим из-за непонимания его позиции, идеалист проявляет «смирение», внешне проявляя лояльность, но в сердце своём делая шаг отчуждения, затаивая недоверие. Именно в этом заключается механизм всех оскорблений: то, что человек затем начинает злобно критиковать и уходит — уже последствие накопившегося и загнанного в подсознание недоверия.
Руководителю-автократу, однако, вполне достаточно лояльности подопечных, и он проповедует на лекциях, что ни в коем случае нельзя оскорблять старших своим несогласием или сомнениями. Тем самым он создаёт в преданных-неофитах программу будущего недоверия и отчуждения. В миру есть на эту тему хорошие поговорки: «Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление», «Чрезмерная преданность — признак воровства». Как может лидер рассчитывать воспитать зрелых преданных-лидеров, не понимая этих простых вещей, известных любому здравомыслящему человеку?
Присутствие правды в отношениях заставляет меркнуть все человеческие недостатки. Если же я не могу поговорить с человеком начистоту (потому что он или я не считаем это возможным и уклоняемся от этого), то тогда активизируется внешняя энергия двойственности: вместо реальной личности мы начинаем видеть своё представление о человеке, либо негативное, либо неуместно-возвышенное. Во втором случае мы будем «смиренно» думать, что причина объективных проблем находится в субъективной сфере, т. е. в наших собственных недостатках. Так мы ставим в центр происходящего ложное эго (либо другого человека, либо своё собственное).
Религиозные идеалисты не признают принципы
Конечно, под влиянием «модной» теперь проповеди важности
Вопрос: «Почему вы всё время говорите о
Ответ: «Когда мы говорим о
Вопрос: «Ну, хорошо. Если это такая важная вещь, значит мы пока ещё не готовы. Может, нам пока практиковать сознание Кришны индивидуально? Когда мы очистимся, то сможем сотрудничать друг с другом и станем
Ответ: «Это не произойдет таким способом, увы.
Вопрос: «Хорошо, но разве
Ответ: «Мы уже приводили пример Госвами. Поэтому-то в
Вопрос: «Так что мне делать? Я уже несколько раз пытался сотрудничать с лидерами, но от этого одни проблемы и разочарования. Не хочу больше оскорблять преданных, поэтому держу дистанцию…»
Ответ: «Это вполне можно понять и посочувствовать вам. Непонятно другое: с чего вы взяли, что можно вот так просто взять и начать сотрудничать? Без обучения принципам
Стадию
Не достигнув
Состояние
6
Мы стремимся быть беспристрастными в суждениях о ком-либо или о чём-либо. Не стремимся испытывать приятное чувство завистников, возникающее при критике других. Пресекаем пересуды за спиной. Правду говорим обязательно, но при этом: а) в присутствии того, кому она адресована; б) дружелюбно (без претензий); в) предварительно прояснив у самого человека, являются ли наши представления правдой, и г) стремясь услышать и понять другого.
Здесь описывается аскеза ума («Нектар наставлений», 1), составляющая основу счастья лидера и его квалификации. Большинство людей, в том числе руководители Общества, даже не подозревают о том, насколько они предвзяты в отношениях с другими, и что причина большинства несчастий как их самих, так и их подопечных, кроется именно в этом. Обычно, если преданного беспокоит что-то в поведении других людей, то он начинает метаться в двойственности действия (вмешательства) и бездействия (попустительства), что не позволяет ему получать от Кришны полномочия духовного лидера и наставника.
Квалифицированный лидер сначала успокоит свой ум, выйдя за пределы сообщенного ему кем-то извне представления.
Духовный лидер одновременно эмоционален и беспристрастен. Его эмоциональность непосредственно свидетельствует о его заинтересованности, любви. А беспристрастность (отрешенность) указывает на чистоту этой любви. Если лидер не отрешён, то его ответственность ничем не лучше безответственности, поскольку в ней нет места для Кришны, хотя он и действует от Его имени. Когда лидер видит, что именно Кришна действует в
Увы, но большинство преданных (включая лидеров) не способны на элементарно корректную «обратную связь», когда чьи-то действия беспокоят их ум. Наша философия очень проста: мы не господа, а слуги, но если это мировоззрение не воплощено в эмоционально-словесной реальности, то где тогда его реализация? Господин всегда будет являться источником страданий для себя и других: он либо обижается и закрывается, либо копит в себе гнев, а потом «наезжает» на других, либо распускает сплетни. Но как действует слуга? Он является Хранителем
«Обратная связь» дается дружелюбно и серьёзно, и, как правило, включает в себя:
1. описание действий человека и их последствий;
2. лидер интересуется, объективен ли он в своём описании?
3. далее лидер говорит о собственных чувствах, которые вызваны действиями человека;
4. интерес к тому, что сам человек думает и чувствует по поводу своих действий и их мотивов;
5. проявление дружелюбия и готовности помочь: «Нужна ли тебе какая-то помощь с моей (или кого-то ещё) стороны? Готов ли ты принять наставления?» Если готовность есть, то в дальнейшем диалоге лидер, находящийся в настроении слуги, всегда получает от Кришны (чрез разум) важное наставление, адресованное собеседнику;
6. прояснение ответственности: «Каких изменений в связи с тем, что мы обсудили, можно ждать от тебя? Какие обязательства в связи с этим ты готов принять?»
7. благодарность (желательно взаимная) за открытый разговор и ценные результаты.
При выполнении последнего пункта стоит выразить уверенность, что вы и не сомневались в том, что так и будет. Подобная уверенность с вашей стороны даст другому ощущение веры в него, что важно, учитывая то, что его эго могло быть задето в процессе разговора.
Разумеется, в таком общении всегда имеются детали, учитывающие особенности человека и его уровень
Время сейчас очень быстро и агрессивно «покрывает» даже очень искренние межличностные наработки. В целом самое важное правило для выстраивания отношений с другими — это собственная готовность меняться и учиться в этих отношениях, а также интерес к другим личностям и искреннее желание понять и помочь им в развитии. Любая техника может использоваться как во благо человека, так и во вред. Всё зависит от того, хотим ли мы насильно изменить человека (манипулируем им), или же мы действуем, получив полномочия от самого человека и Бога. Только тот лидер, который сам открыт к обратной связи и желает её получать, способен давать такую обратную связь другим, понимая её ценность.
Основной смысл описанной здесь этики «обратной связи» состоит в том, что результатом наставничества должно быть повышение уровня личной осознанности и чувства семьи, а это происходит именно там, где есть Хранители.
7
Мы следуем принципу «20–60–20», т. е. примерно 60 % нашего общения происходит в духе равенства, взаимообмена, 20 % — в духе старшинства (даём наставления кому-то), и в 20 % нашего общения мы принимаем чьё-то руководство.
Одно из самых главных наставлений, которые нам оставил Шрила Прабхупада, состоит в том, что лишь по милости духовного учителя можно достичь совершенства
Может ли ученик развить отношения со своим духовным учителем, не развивая отношения с другими преданными? Это в принципе невозможно. Развитие отношений с духовным учителем происходит через следование его наставлениям. То, каковы эти наставления, недвусмысленно объясняет приведенная выше цитата.
Для начинающего преданного естественной и во многих случаях единственной формой общения, в которой он может явно почувствовать присутствие Кришны, является общение с
Однако важно обратить внимание, что семья Бога значительно шире общества преданных. Как Он Сам говорит в «Бхагавад-гите», все живые существа являются Его вечными, неотделимыми частичками. Поэтому войти в семью Бога означает научиться служить не только преданным, но всем живым существам.
Квалифицированный преданный способен вступать в духовные отношения с любым человеком. Это совершенно не зависит от того, кто его окружает, а зависит лишь от его внутренней позиции. Даже если я — опытный и знающий человек, то всегда в моём окружении присутствуют старшие — это те, чьё руководство в каких-то вопросах или сферах жизни я могу принять. Есть также равные — это те, с кем я делаю общее дело, обмениваюсь пониманием и дружу. И есть младшие — те, кто нуждается в моей помощи и поддержке на пути прогресса. Здоровый в духовно-нравственном отношении человек непременно будет с кем-то дружить, а кто-то будет его тренировать. Вечное состояние ученического роста — вот признак истинного духовного здоровья. Если человек стал руководителем в социальном смысле, но в его окружении нет друзей-соратников и учителей, то значит, что он не уполномочен как духовный лидер.
Неуместная мистификация принципа
Милость
Но нельзя претендовать на эту милость
Основой
Разумеется, соотношение «20–60–20» не является некой точной «формулой» нашего общения. Это просто указание на то, что самая существенная часть нашего общения должна проходить в духе равенства, поскольку в этом случае дистанция с людьми минимальна и это даёт возможность проявиться всему, что находится в нашем сердце. Эта «формула» действует таким образом: то ценное время общения со старшими, обычно небольшое, которое у нас есть, мы используем для получения важных наставлений, которые затем «прорабатываем» в отношениях и служении с равными, что даёт нам необходимый опыт для того, чтобы самим давать квалифицированные наставления младшим. Отметим также и то, что особый акцент на отношениях с равными позволяет преданному избежать проявления неких «стандартных» комплексов во взаимоотношениях со старшими и младшими и учит поддерживать трезвое и сбалансированное состояние, характеризующее зрелого преданного. Если преданный концентрируется только на общении со старшими, то зачастую у него возникает комплекс неполноценности, а если он в основном общается с младшими, то начнет ощущать комплекс превосходства. Склонность к проявлению этих комплексов лишает преданного способности вступать в настоящие, открытые отношения, без которой полноценная
8
Не допускаем недосказанностей и неясностей в договорённостях и исполняем взятые на себя обязательства. При возникновении препятствий к их исполнению (например, в случае болезни) устраиваем так, чтобы наши обязательства были исполнены, насколько это возможно: находим себе замену либо, как минимум, заранее ставим в известность другую сторону о своих затруднениях.
«Мутная водичка» неясной договоренности — питательная среда для разочарований, конфликтов, обид и, в конечном счёте, отчуждения. «Я думал, что ты сделаешь это…», «Я же, вроде, помню, что тебе говорил это…» — таков жалкий лепет неудачников в сфере отношений и управления. Каждый, кто был в Индии, знает, что если конкретно, «на пальцах» не договориться с рикшей, то он, скорее всего, обманет пассажира: привезя его на место, заломит цену. Не следует в этом видеть корысть. Это просто наглядный урок на тему «Нечего разводить наивные сантименты и проявлять малодушие в том, что касается взаимных обязательств».
Если вы не собираетесь делать, то не говорите, что сделаете. А если сказали, то обязательно исполните. А если это объективно не получается, то ответственность не снимается: найдите себе замену. Если постарались сделать и это, но у вас не вышло, то, по крайней мере, предупредите заранее и искренне извинитесь. Всё это прописные истины нравственного кодекса. Но у многих преданных почему-то сидит в подсознании, что нравственность — явление материальное, как будто они не читали «Бхагавад-гиту», заключительное наставление которой (18.78) гласит:
Маргинальность, слабость, нравственная слепота — всё это свидетельства отсутствия сознания Кришны.
Сознание Кришны — это и есть нравственность. Быть не преданным Богу безнравственно, потому что Он — главный благожелатель каждого из нас. Не признавать Его право собственности на всё, что у нас есть — значит быть вором, даже если мы «честно» распределяем взятое у Бога среди своих родственников или даже занимаемся благотворительной деятельностью. Материалисты составляют договоры, чтобы не были ущемлены их права во время совместной деятельности и распределения её плодов. Это совсем неплохо, это
9
Ведём сбалансированную жизнь сами и проявляем интерес к разным сторонам жизни друг друга. Считаем недопустимым принимать решения или предлагать друг другу служение, которое способно оказать долгосрочное разрушительное влияние на иную сферу нашей ответственности (в семье, на работе, учебе, здоровье, и т. п.). Также нам не следует формализовывать совместную деятельность в ущерб личным отношениям.
Каждому из нас даётся определённый ресурс достояний в виде здоровья, богатства, взаимоотношений с близкими, положения в обществе. Всё это является проявлением энергии Кришны и не может быть присвоено нами для чувственного наслаждения, но также не может быть отвергнуто. Относительно последнего Прабхупада часто говорил: «Как можно отвергнуть то, что нам не принадлежит». Проявлять бережное отношение к энергии Господа и стремиться задействовать её в служении Ему — это является проявлением истинной преданности, лишенной примесей
Сбалансированная жизнь означает, что преданный серьёзен в следовании основным процессам
Обсуждая эту тему, мы должны сказать, что бескорыстным должен быть не только слуга, но и заказчик (господин,
Не создавая культуру
Фактически нашему Обществу требуется настоящая «Школа одухотворения чувств», без которой возвышение сознания до практики чистой
Преданный в нашем Обществе получает обычно два типа наставлений. Лидер-демократ даст ему понять, что занятия сексом в семье не с целью рождения ребёнка вполне допустимо, а лидер-автократ может решительно призвать оставить семью, если вторая половина не предана Кришне. Недавно мы слышали, как один старший преданный прямо на лекции в храме призывал преданных поступать таким образом. Когда мы попросили у него объяснений, то он привёл нам в пример Шрилу Прабхупаду, который дал наставление одной своей ученице оставить мужа, сбившегося с пути преданности. Мы возразили: «Отец может сказать такое дочери, заботясь о её благополучии и будучи готовым принять её обратно в свой дом. Шрила Прабхупада мог дать подобное наставление ученице, поскольку ей было куда идти: учитель мог поселить её на ферме, предоставить ей защиту. Вы готовы взять на себя такую же ответственность за людей, которым даёте аналогичные наставления?» В ответ мы услышали: «Меня это не касается. Я должен просто в неизменном виде передавать то, что говорил Прабхупада». Такова была его формальная идея. Часто мы проявляем равнодушие к реальной жизни человека, будучи привержены правилам и предписаниям ради самих правил и предписаний
Какое же наставление предложит преданному лидер-хранитель? Уходить ему из семьи или наслаждаться? В отличие от статичной природы
10
Стремимся к пунктуальности. Предупреждаем ведущего
Признаком уважения к
Приехать вовремя — означает приехать не к деловой части обсуждения, а к началу
11
Уважаем время друг друга, поэтому стремимся говорить кратко, по сути. Как говорится: «Если человек не может выразить свою мысль в пределах трёх минут, то значит, он сам не понимает, что хочет сказать».
Данный принцип выражает другой аспект дисциплины лидера. Некоторые люди считают себя лидерами, и даже такое их мнение о себе разделяется окружающими, но в основе их активности лежит стремление поставить себя в центр внимания, быть услышанными и признанными. Это вполне естественное человеческое стремление, однако оно относится не к сознательному началу, которое должно преобладать в руководителе. В любой
Сказанное выше не означает, конечно, что между лидерами должны иметь место чисто формально-регламентированные отношения. Совсем наоборот: лидеры обретают свою квалификацию, внимательно и участливо слушая сокровенные мысли других и открывая в ответ свои сердца. Речь идёт, скорее, о личной позиции члена группы: ответственный человек не будет эксплуатировать время и эмоции окружающих, наслаждаясь их вниманием к собственной персоне. Для него делиться сокровенным означает говорить с присутствующими о том, что ценно не только для него, но также и для них, и говорить ровно столько, чтобы они в последнем не усомнились.
Преданный-индивидуалист всегда слушает других оценивающе, с позиции своего субъективного восприятия. Даже если он при этом молчит, по нему видно, что он уже сделал свои выводы, без обсуждения: «Ну, началось, он опять поднимает эту тему», и т. п. Особенно заметно его предвзятое отношение, когда озвучивается вопрос, находящийся в сфере его потребностей и интересов. Если же то, о чём другой человек говорит, не находится в сфере его интересов, то его негативная оценка проявится в невнимательности и рассеянности. Когда же такой лидер-каништха сам говорит в
Привязанность души к грубому и тонкому телу (своему положению и представлениям) тем глубже, чем больше обусловленная душа вкладывается в деятельность. Причём, чем дольше она будет пытаться действовать «бескорыстно», тем более серьёзный «счёт» окружающим будет выставлен в подсознании. Мы уже отмечали ранее, что подлинное бескорыстие — это не благое намерение индивида (не идея на уровне ума), но реальный опыт того, что действует на самом деле Кришна. Это и есть опыт
Основная работа хранителей
Дух соревнования, когда преданные творчески вдохновляют друг друга в служении, прекрасен и питает атмосферу
12
Во время встречи
Проблема не в том, что кто-то продавливает своё понимание, а кто-то вообще не имеет его или не выражает определённо своей позиции, а в том, что эти два типа участников устраивают друг друга. «Молчунам» выгодно то, что они всегда могут сказать: «Это решение было принято под нажимом, у меня с самого начала были сомнения в его правильности, и потому я не собираюсь его выполнять или отвечать за его последствия». А у автократов другое объяснение: «Вы просто не хотите предаваться авторитету, поэтому у нас такой застой».
Мы делим друг с другом успех и неудачи — в этом истинный дух коллективизма. Во время обсуждения должны быть прояснены все принципиальные сомнения, потому что после того, как окончательное решение будет принято, мы все должны действовать как одно целое.
С какими бы сложностями ни сталкивался процесс командообразования, он приносит всем участникам успех и чувство великой радости при условии, что каждый прилагает искренние усилия в работе команды, а также работает над собой. Слабости и неопытность не способны разрушить совместную работу, но это легко может сделать неискренность (скрытое саботирование) хотя бы одного члена группы. Именно это имеется в виду под «деструктивным поведением» в этом принципе. Если у какого-то члена группы проявляется такая тенденция, то он должен получить конкретную и открытую обратную связь на предмет нарушения этики. Без преувеличения можно сказать, что это вопрос «жизни и смерти» любых серьёзных начинаний. Зло в нашем сердце обычно действует за спиной, в кулуарах, и не выносит открытого вызова. Здесь мы имеем дело уже не с желанием
Деструктивное поведение опасно именно тем, что оно обычно завуалировано под «благие намерения». Например, человек словесно выражает свою поддержку какому-то начинанию, но окружающие невербально получают совсем иное послание: «этот проект — полная чушь». Так у них на энергетическом уровне разрушается групповое единство и вера. Или даже если он просто молчит, другие чувствуют: «он знает нечто такое, что недоступно нам». В результате человек поглощает энергию группы, переключает внимание
13
Поднимаем какой-либо вопрос или выдвигаем предложение в том случае, если готовы участвовать в его реализации. Не допускаем обсуждения благих пожеланий в пустоту. Не принимаем решений, если не уверены в том, что будем их исполнять. Если же мы не смогли исполнить какое-то решение, то обязательно обсуждаем причины этого и делаем выводы.
Преданные любят поговорить. Но закон природы таков: если нам нравится говорить об обязанностях других, либо если мы не исполняем того, о чём говорим, то мы деградируем.
Опасность
Именно об этом в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит Рупа Госвами, цитируя определение чистой преданности из «Нарада-Панчаратры»:
14
Следуем принципу «либо служение совершается вместе, либо никак», т. е. не допускаем развращающей тенденции ложного служения (выслуживания), когда одни делают, а другие только получают. Истинное служение всегда порождает в сердце отклик, пробуждает желание участвовать в нём. Также не проявляем деструктивной инициативы, когда наши действия не согласованы с другими, и потому являются для них источником беспокойств. Если кто-то из членов лидерской
Если преданный занят сильным и самоотверженным служением, но делает это в отрыве от других, то весьма вероятно, что его преданность смешана с желанием
Принцип личной ответственности за происходящее в группе является основой коллегиальности. Поэтому, если преданный не готов работать вместе с другими для достижения поставленных в
15
Признаком
Преданный подходит к руководителю и задаёт вопрос: «Каким служением мне заняться в
Если в
Когда служение основано на вдохновении, порождённом видением общей цели, то такое творческое служение очень быстро выявляет то, какая деятельность подходит человеку по природе. Преданный сам начинает чувствовать, что следует делать именно ему, а что получится лучше у других. Это одно из проявлений разума, который даёт Кришна в
Настоящий прогресс в сознании Кришны возможен лишь тогда, когда преданный чувствует личную ответственность за конкретную сферу деятельности, где он может творчески совершенствовать своё служение. Поэтому
Для лидеров
16
Для формирования общего духа в организации и её единства лидерские
Коллегиальность не может быть элитарной. То есть не может быть так: «Мы там, в Совете, уже всё решили, поэтому теперь делайте то, что мы вам говорим (или я вам говорю от имени Совета)».
Общество
17
Мы следуем своей духовной традиции (вайшнавская одежда, этикет), а также проявляем здоровый консерватизм в отношении свободного общения полов. В то же время, мы делаем это не формально, не для установления отчуждённости между полами, а в помощь взаимной ответственности мужчин и женщин, для создания крепких семей. Несём ответственность за то, чтобы каждый член общины жил в здоровом
Если в обществе присутствует духовная энергия, то его традиции и моральные ценности становятся очень важными, и их следует тщательно хранить. Арджуна мотивировал свой отказ от сражения тем, что в результате войны традиции в обществе будут разрушены (старшие рода погибнут). Но Шри Кришна не согласился с ним именно по той причине, что
Новички в любом обществе прогрессируют
Сейчас среди преданных становится обычным делом появляться в храме перед Божествами в светской одежде, без
Мы не смешиваем мужчин и женщин, потому что это делает мужчин безответственными и слабыми, а женщин — доступными и претенциозными. Мы учим мужчин в мужской
Находясь вне
Например,
Кстати говоря, видеть в других только зависимый принцип и, соответственно, воспитывать в людях женский тип смирения — характерный признак автократии, порождаемой желанием
Признаком присутствия в Обществе коллегиального (общинного) руководства, а не автократии, является то, что лидеры думают, как преданным жить в здоровых
Когда разум лидера подвержен желанию
Именно в этом заключается проблема: похоже, что мы так до конца и не поняли, что
18
Признавая многообразие Природы Бога, уважительно относимся к разным укладам жизни, к представителям иных духовных направлений, к иным настроениям в сознании Кришны, к представителям противоположного пола, а также к чужой собственности. Не считаем свою природу превосходящей иные её формы, но в то же время умиротворены в ней (т. е. в своих
Патриотизм в отношении своей общины, своего ашрама, своего наставника и т. п. прекрасен, когда при этом мы способны учиться у других и прославлять иную природу
Достоянием каждой общины является её многоукладность, когда группы с разным настроением могут что-то делать вместе, потому что их лидеры лишены сектантского духа отделённости, а также желания соперничать. Единство в многообразии — один из важнейших признаков подлинной духовности.
Когда мужчины говорят о женщинах плохо (и наоборот), когда
«Природное сектантство» может принимать самые разные формы. Например, некоторые преданные «со стажем» не чувствуют потребности общаться с новичками в сознании Кришны, а преданные, находящиеся в молодом теле, не желают общаться со «стариками». Само желание «кучковаться» с себе подобными естественно, но если при этом отсутствует интерес и почтительность к иной природе или, того хуже, присутствует неприязнь, то это свидетельствует о болезни духа, об обусловленности природой в низших
Как проявляется двойственность
Представители различных религиозных течений тоже могут находиться в
19
Мы не принуждаем своих детей следовать религии вайшнавов, но в то же время не оставляем их один на один с развращающей информационной средой Кали-юги. Мы создаём для детей увлекательные возможности для восприятия сознания Кришны, вовлекая в это служение взрослых, в первую очередь родителей. Получив незабываемые впечатления и любовь в семье и в общине, дети, повзрослев, сделают свой осознанный выбор.
Когда родители любят своих детей безусловной любовью преданных Кришны (т. е. не потому, что их дети обязательно станут преданными), то дети через эту любовь и служение родителей воспринимают любовь Кришны. Если же дети чувствуют, что мешают родителям практиковать сознание Кришны, или что родители разочарованы ими из-за их недостаточной приверженности религии родителей, то вероятность того, что они в будущем станут преданными, крайне мала.
Община состоит из семей, а признаком зрелой общины вайшнавов является то, объединяются ли родители, чтобы создать для детей условия общения и развития в духовной жизни. В городах это делать непросто, но должно быть хотя бы что-то: нужно прилагать искренние усилия для этого, и тогда Кришна доделает остальное. Любые общинные проекты для детей (детский сад, воскресная школа и т. п.) будут успешными в том случае, если в них активно участвуют родители. Нельзя позволять родителям «сдавать» своих детей в какой-либо проект.
Главный смысл семейной жизни, как все это знают, в рождении и воспитании сознающих Кришну детей. Для того, чтобы появился один чистый преданный в нашем Обществе, нужны долгие годы личной
20
Следование нравственным принципам
Как только мы вступаем в отношения, в которых задействованы наши интересы (деньги, дети, женщины, статус и т. п.), вот тут и проявляется, насколько мы преданные. Быть преданными воскресного дня, преданными в утреннее время мы уже, слава Богу, научились, но теперь нам предстоит научиться проявлять преданность в сфере наших «материальных» потребностей.
Сейчас по всей стране можно видеть, что преданные покупают землю и пытаются создавать поселения, вайшнавские деревни. Эта тенденция объективна, и не приходится сомневаться в том, что в городской цивилизации, созданной носителями атеистического мировоззрения, со временем неизбежен системный кризис. Если преданные живут в городах, но при этом не находятся в близкой
Когда мы совершаем усилия в преданном служении в храме или на фестивале, зная о том, что можем потом вернуться к своим обычным материальным привязанностям, к телевизору и прочему, то такое служение, каким бы искренним оно ни казалось нам и окружающим, не меняет глубоко наше сердце, поскольку оно временно. Но когда мы поселяемся вместе с преданными, сжигая «мосты отступления» в общении с ними и в своей ответственности за общину, тогда начинается глубокий процесс очищения сердца
Руководство
21
Эффективное управление в Обществе осуществляется благодаря тому, что коллегиальная культура уполномочивает здоровую автократию.
Единственным неблагоприятным с духовных позиций способом управления обществом является демократия, остальные же два способа (коллегиальность и автократия) — подходящие и необходимы, каждый на своём месте. В развитой вайшнавской общине имеются три органа управления Обществом: Собрание наставников, Исполком и Совет общины. Задачей Собрания наставников является духовная забота о членах общества, обмен опытом и вдохновение лидеров, выполняющих наставническое служение. Совет общины является главным органом управления, в котором наставники и менеджеры на равных обсуждают ключевые вопросы, касающиеся развития общины. Исполком имеет полную свободу административных решений и действий в рамках стратегических и других системных решений, принимаемых Советом.
В культуре
22
Члены общины не должны рассматриваться её руководителями как средство для реализации проектов. С другой стороны, если члены общины не заняты в практическом совместном служении, то их духовный рост прекращается. Лидеры групп духовного общения (наставники) и менеджеры общины обязаны сотрудничать друг с другом, чтобы правильным образом занимать преданных.
Данное положение обязывает наставников и менеджеров находить оптимальный баланс в развитии проектов общины, чтобы, с одной стороны, преданные были заняты в реализации насущных проектов (общинных и миссионерских), но, с другой стороны, не испытывали формально-административного давления. По сути дела, в духовном обществе менеджмент должен порождаться
23
Мы стремимся видеть то, что люди делают, а не то, чего они не делают. Прославляя кого-либо, мы не льстим человеку, но помогаем ему увидеть свой духовный прогресс и так обрести энтузиазм. После этого мы можем также помочь ему увидеть свои несовершенства как задачи, над которыми следует работать
Успех проистекает из успеха. Поэтому для того, чтобы прогрессировать в своём непрерывном развитии, преданным важно слышать от других, в чём же они уже успешны. Прославление человека не должно быть просто общей хвалой (лестью) ему, но благодарностью за конкретные усилия. Благодарность и прославление — это вдохновляющая сила, пробуждающая в нас энергию служения. Даже Сам Бог вдохновляется и проявляется там, где Его прославляют. Зачастую лидеры под бременем ответственности, возложенной на них вышестоящей организацией, не чувствуют достаточной поддержки со стороны преданных и постоянно дают им понять, что те недостаточно активны в служении. Нужно сказать, что у людей такая позиция лидеров со временем вызывает только ещё большее дистанцирование. Но если люди чувствуют, что лидер радуется даже их небольшому вкладу и успеху, то у них естественным образом возникает желание идти дальше.
Культура исправления других также основана на благодарности и признании усилий. Зрелый лидер, как правило, не использует в лексиконе таких выражений, как «неудача», «проблема», и т. п. В его поле зрения находится именно ученичество, поэтому он говорит с человеком о его успехах, далее о его возможностях и связанных с ними задачах. Данный принцип применим не только к отдельному человеку, но и к обществу или общине: вначале нужно увидеть всё то хорошее, что есть в общине, увидеть её как нечто целостное, и тогда можно что-то осторожно и постепенно улучшать. Чтобы создать зрелое общество, понадобятся годы целенаправленных и смиренных усилий.
24
Наставник не может находиться в какой–либо материальной зависимости (эмоциональной, финансовой) от своих подопечных, а также не поощряет их развивать эту зависимость от собственной персоны. Он осуществляет духовное руководство, обучая подопечных тому, как получать руководство в
Если наставник ревниво относится к отношениям своего подопечного с другими наставниками, то он находится в тонкой или грубой зависимости от подопечного, что его дисквалифицирует. Подопечный не является собственностью, но когда наставник вкладывает в него силы и ожидания, то может потерять бдительность и забыть об этом. Конечно, новичку в практике сознания Кришны следует находиться под руководством одного
25
Наставник уделяет время личным встречам с членами своей
Успех
В парном формате
Когда несколько членов
Часто к преданному-новичку «прикрепляют» наставника для того, чтобы тот научил его основам вайшнавского этикета и культуры, помог разобраться с философией. Это важно для адаптации преданного в вайшнавской традиции, подготовки его к инициации. Однако когда подопечный получает определенный багаж знаний в традиции, то он может потерять связь с наставником, не понимая, о чём говорить с ним дальше. Для того, чтобы отношения наставника с подопечным были вечными, они оба должны развиваться в
26
Руководитель не избегает простого практического служения вместе с членами своей
В обществе преданных с лёгкой руки одного старшего вайшнава появилась поговорка: «Сначала мы становимся преданными, потом людьми, а потом настоящими преданными». Процесс
Когда старший преданный не только даёт наставления с
27
В служении и повседневной жизни мы активны, но хорошо понимаем при этом зыбкость и временность всякого внешнего статуса и плодов деятельности. Любая
Даже самые искренние отношения временны, как и наше положение в обществе или наша собственность. Олицетворением этой реальности является смерть. Зная это, члены
Примечание. Важно уточнить, что приведенные принципы
ЧАСТЬ 3
МИССИЯ ИСККОН
Шрила Прабхупада очень ясно и последовательно изложил волю предыдущих
Для чего нам нужно такое сопоставление? Увидев совпадение этих текстов в ключевых моментах, читатель может убедится в том, что «Конституция для Общества» воплощает в себе многолетнюю миссионерскую медитацию нашего Ачарьи-Основателя.
Положения «Конституции для Общества» мы приводим ниже обычным шрифтом, а близкие по смыслу формулировки из «Лиги преданных» — курсивом. Для удобства восприятия мы сделали нумерацию положений «Конституции» обычными цифрами, а нумерацию пунктов из Проспекта для «Лиги преданных» оставляем той же, что и в самом документе, чтобы при необходимости было легче их там найти. После каждого сопоставления формулировок мы делимся своим пониманием того, какие выводы для нас следуют из данного указания Шрилы Прабхупады.
В конце объяснения каждого положения Конституции Шрилы Прабхупады мы будем давать краткое резюме в виде вытекающих из этого положения
1
1. Обучать людей духовным техникам (spiritual techniques) как основе для сбалансированного умственного и биологического развития, и таким образом впервые за всю историю человечества установить подлинный мир во всём мире и объединить противоборствующие силы в современном обществе.
От чего возникает дисбаланс в умственном и биологическом развитии, ведущий к противоборству и вражде? Человек отождествляет себя с телом и умом, мы это обсуждали ранее: это желания
Шрила Прабхупада говорит в своём первом положении «Конституции для Общества» о том, что наше Движение призвано помочь исправить это положение вещей с помощью
Проблема современного мира, которую нужно решать, заключается в том, что духовной жизни придается статус некоего субъективного представления, так называемой «веры», которой придерживается человек, принадлежащий определённой религиозной группе. В основном, такое понимание возникает под влиянием авраамических традиций. В этом смысле буддизм отличается от них. Когда у буддистов спрашивают: «Вы верите в Будду?», они отвечают: «Мы не верим, мы следуем ему». Это и есть «techniques».Вы можете верить или не верить, но если вы встаёте рано утром, совершаете омовение и приступаете к медитации, ваша жизнь меняется. Это называется
Есть ведическая традиция, есть буддизм, есть разные саттвические психологические системы-практики, позволяющие человеку разотождествлять себя с деструктивными психологическими состояниями-привязками. Все эти учения содержат универсальные знания, способствующие оздоровлению человечества на физическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном и духовном планах. Нам именно этим нужно заниматься? Нет, не совсем. В самом начале «Ишопанишад» постулируется, что гармония, или целостность
Из-за того, что люди не занимаются духовной практикой, включающей в себя знание о единстве и отличии души и природы (грубого и тонкого природных тел), природы и Бога, а также души и Бога, то достижение этой гармонии оказывается под большим вопросом, несмотря на усилия великих умов человечества на протяжении тысячелетий. Поэтому специфика именно нашего служения обществу и человеку в том, чтобы попытаться восстановить гармонию природы человека (его тела и психики) не отдельно от его души и Бога (что невозможно), а именно в союзе с ними, на основе авторитетного ведического знания, переданного в не искажённом виде по цепи ученической преемственности.
Когда человек пытается гармонизировать жизнь на физическом и социально-эмоциональном плане, то это подготавливает его интуитивно к тому, чтобы понять, во-первых, что он сам есть
Шрила Прабхупада говорил, что все живые существа являются либо преданными, либо демонами,
Основное значение данного пункта «Конституции» заключается в том, что объективной ценностью (понятной и приемлемой для широкого общества) любое учение обладает не потому что последователи верят в его истинность и возвышенность, а потому что оно оказывает практическое благотворное действие на жизнь людей. Это благотворное влияние проявится в формировании гармоничной жизни, как во внешнем социальном плане, так и во внутреннем плане самого человека, когда у него начнут проявляться такие благостные качества, как приверженность исполнению своего долга, честность, миролюбие, позитивное мышление, сострадание и проч. Шрила Прабхупада отвечал на вопрос «Как можно узнать Ваших учеников?» фразой «Это истинные леди и джентльмены». Это значит, что он верил в то, что вайшнавизм способен формировать такие качества в людях, и потому вайшнавы могут помочь обществу сформировать культуру
Один из главных уроков, который преподал Верховный Господь Арджуне, состоял в том, что Он указал ему на необходимость активного применения духовного знания в той социальной роли, которую он исполнял:
Преданный должен обучать обычных людей принципам
Безусловно, на этом пути существует опасность отклонения в
Но даже если обычные люди не готовы слушать о таких высоких вещах, всё равно преданный должен проявлять заботу о них, помогая им преодолеть эмоциональные и физические страдания. Поскольку сам преданный, давая обычным людям знания о
Назначение ИСККОН как миссионерского Движения заключается в том, чтобы учить людей применению духовного знания во всех сферах жизни: физической, психической и социальной. Т. е. миссия ИСККОН не в том, чтобы дать миру очередную религию, а в том, чтобы научить людей жить в этом мире, руководствуясь знанием о своей духовной сущности.
Вытекающее из данного положения стратегическое видение заключается в том, что ИСККОН должен выполнять функцию теистической просветительской организации, несущей в общество универсальные духовные ценности и знания, применимые в разной степени полноты во всех религиозных традициях. Это значит, что ИСККОН должен инициировать и поддерживать различные духовно-ориентированные проекты, в которых участвуют как преданные, так и люди других культур и традиций, идеологически близкие к вайшнавам. В противном случае ИСККОН не сможет оказывать духовного служения широкому обществу, поскольку общество будет рассматривать деятельность нашей организации как пропаганду собственной религии. Позиционируя себя таким образом, ИСККОН становится лишь одной из противоборствующих сторон, ориентированной на достижение своих интересов. Объединение мира, о котором говорит Шрила Прабхупада, не означает, что все принимают какое-то одно религиозное учение. Подобная трактовка по определению неприемлема для верующих разных традиций. Однако объединение усилий в служении миру на основе общей теистической идеологии давно назрела и является необходимым ответом на вызов времени.
2
2. Распространять Сознание Бога[4], все-привлекающей Личности, в Его изначальном, вечном Образе, о котором Сам Господь Кришна поведал в священном писании «Бхагавад-гите».
Материальный мир подобен большому дому без Хозяина, Пуруши. Живые существа же относятся к категории
Как было сказано выше, в материальном мире принято отождествлять персонализм с конфессиональностью: то есть если я обращаюсь к Богу по Имени или медитирую на Его форму (образ), то это значит, что я ограничен материальными представлениями об Истине определенной религиозной группы. Универсальная же для всех Истина, подразумевается, может быть только бесформенной и безымянной, т. е. абстрактной. Таковы постулаты
Итак, во введении к «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада говорит о том, что каждый естественным образом хочет служить привлекательному для его чувств живому существу, которое нуждается в его служении. Но есть только одно Живое Существо, которое может пробудить такое желание в высшей степени и у всех, тем самым объединив мир в совместной деятельности. Именно таков смысл Имени «Кришна» — «Всепривлекающий» — которое не имеет ничего общего с ограниченными представлениями какой-то религиозной группы.
В этом пункте «Конституции» Шрила Прабхупада говорит о том, что наша Миссия и «техника» заключается в том, что мы помогаем людям «проявить в своём уме Всепривлекательную Личность Бога». Именно так душа каждого может пробудиться от спячки невежества и включиться в совместное служение. Имя Бога может звучать по-разному в зависимости от того, какое именно качество Пуруши нас привлекает, и Образ тоже может отличаться в зависимости от того, как именно Бог привлекает наши чувства. Однако это всё равно будет Кришна, Всепривлекающая Личность Бога. Поэтому
Когда чувства людей вовлечены в служение Богу, то эффект
ИСККОН должен показать внеконфессиональность теистического мировоззрения. Пропаганда
Из данного пункта и его идеологии следует, что ИСККОН должен распространять в обществе и обучать своих адептов знанию о том, что Бог един и воля Его едина, но при этом Он проявляется в разных образах и писаниях в соответствии с теми особенностями восприятия аудитории, которой адресовано послание. Те из людей, кто привлекаются Личностным образом Шри Кришны и соответствующим настроением служения, становятся членами ИСККОН (уже как религиозной традиции). Остальные же люди будут получать духовное знание от преданных ИСККОН, продолжая развиваться в своей религиозной традиции. Сказанное не означает, что преданные ИСККОН занимают позицию «свысока» и что им нечему научиться у представителей других традиций. Напротив, они открыты к диалогу и сотрудничеству. Данная стратегия позволит вывести ИСККОН за пределы сектантского религиозного пространства и утвердить его авторитет как духовного Движения, с которым не опасно сотрудничать.
3
3. Объединить разных людей, независимо от их национальности, вероисповедания и происхождения в Общество, чтобы приблизить их к Богу и развить в их сознании понимание того, что в каждом из них и во всех остальных людях находится бесконечно малая душа, которая является неотъемлемой частицей Бога, качественно подобной Ему, и что вся наша жизнь предназначена для удовлетворения Бога, Высшей Души.
Для нас важно в умонастроении Шрилы Прабхупады то, что он связывает
Первые три положения «Конституции» связаны с тремя онтологическими составляющими
Идеология данного пункта заключается в том, что общество является одной семьей Господа, в которой каждый зависит от Него, являясь частью этой семьи. В этом пункте Бог не назван каким-то конкретным именем. Это подчёркивает, что в этой семье могут быть разные религиозные взгляды на Бога, разные Его имена и т. п.
Стратегическое видение, вытекающее из данного пункта и его идеологии, заключается в том, что мы должны постигать сами и обучать других тому, как сотрудничать в сознании Единого Бога как одна семья. С организационной точки зрения признание того, что люди являются членами одной семьи Бога, акцентирует всю работу на построении
4
4. Распространять (encourage) учение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, который на практике продемонстрировал трансцендентный метод достижения абсолютной Личности Бога, показав Своими действиями, как нужно совместно воспевать святое имя Бога — метод, называемый
Здесь Шрила Прабхупада говорит уже конкретно о методе, который может объединить общество в единую духовную семью.
Первые три пункта Конституции описывают, как было сказано выше,
Чтобы создать
Важное понимание, которое следует из этой цитаты, состоит в том, что люди могут присоединяться к совместному прославлению Бога различными религиозными группами, которые прославляют Бога разными именами и гимнами. Это то, что будет создавать общую духовную энергию, эффект социального чуда. В связи с этим Шрила Прабхупада говорит:
Эта цитата важна для нас тем, что Шрила Прабхупада объясняет здесь сокровенное желание Бога. Господь всемогущ, но Он не хочет проявлять Своего могущества иначе, как через сотрудничество Своих преданных, таких разных. Он ставит Себя в зависимость от преданных, от их
Когда преданные совершают
Идеология этого положения заключается в том, что ИСККОН должен распространять метод
Из данного пункта и его идеологии следует, что ИСККОН должен обучать людей, как совершать
5
5. Доказать активной деятельностью и проповедью, что Господь Шри Кришна является единственным наслаждающимся всеми плодами как индивидуальных, так и коллективных жертвоприношений, аскез, медитаций, искусств, культуры, науки, поскольку Он — Верховный Владыка всего мироздания и друг всех живых существ. Истинный мир может быть достигнут только тогда, когда люди по-настоящему поймут это.
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджитха
ма гридхах касйа свид дханам
В этом положении «Конституции для Общества», которое является «формулой мира» «Бхагавад-гиты» (5.29), Шрила Прабхупада идёт ещё дальше, объясняя, что если мы признаем Бога не просто умозрительной идеей, но Личностью и, соответственно, главным Участником общественной жизни, то это означает, что Он должен отчётливо присутствовать как персонаж в произведениях искусства, при заключении сделок между бизнесменами, находиться в Президиуме научных конференций и т. п. Вся социальная жизнь должна быть как-то связана с Ним и посвящена Ему.
Как это делать, в какой форме? Разумеется, речь не идёт о засилье какой-либо религии в светской жизни. Речь о том, что эта светская жизнь без ощущения присутствия Бога и Его одобрения (принцип
В данном пункте «Конституции» Шрила Прабхупада говорит, что преданные ИСККОН своим собственным примером активной социальной жизни и проповедью должны показывать, как можно прославлять Бога в социальной деятельности и какой благотворный эффект это имеет. Поэтому очень важно, чтобы каждый преданный учился действовать в соответствии со своим положением в обществе. И особую роль при этом будут играть преданные, пользующиеся высоким социальным авторитетом во внешнем обществе. Ведь учёный будет склонен слушать о важности духовного мировоззрения от успешного ученого, бизнесмен — от бизнесмена, врач — от врача и т. д.
Здесь наш Ачарья-Основатель говорит, что миссия ИСККОН заключается в том, чтобы вернуть личностному Богу место главного персонажа в искусстве, место главного из гениев в сфере науки и место главного действующего лица в общественной жизни людей. Пример того, как это делать, содержится в ведической традиции («Махабхарата» и т. п.). В этом пункте Бог назван именем Кришна (Всепривлекающий), поскольку Он рассматривается как главный персонаж общественных взаимоотношений. Данное обращение имеет вне-конфессиональный смысл и поэтому не должно задевать религиозные чувства представителей других традиций.
Стратегическое видение, вытекающее из данного пункта и его идеологии, заключается в том, что ИСККОН должен обучать своих членов и других людей тому, как всю свою повседневную жизнь превратить в служение Богу. Это станет основой для развития Богоцентричного искусства, культуры, науки, политики и всех других сфер человеческой деятельности, что в итоге приведёт к возникновению Богоцентрического общества. В виду того, что разные культуры и традиции больше не могут отгораживаться друг от друга границами (мир стал единым), без такой объединяющей основы цивилизация не сможет справиться с глобальными вызовами и противоречиями.
6
6. Всегда и везде по мере возможности участвовать в создании социальной структуры, основанной на подлинном фундаменте духовного развития, и утверждать мир и единство всех людей во всём мире.
Построение здорового Богоцентричного общества — это то совместное служение, которое способно объединить людей разных верований, культур и национальностей. При помощи той или иной религии, представляющей интересы относительной узкой группы людей, объединить людей невозможно:
Но есть нечто общее, связывающее всех живых существ — это служение. Служение является вечным предназначением или вечной природой каждого живого существа, поэтому мы можем видеть повсюду, что каждый кому-то служит. В своём здоровом состоянии (в сознании Кришны) душа служит Богу и Его семье осознанно, видя связь всех живых существ и всего сущего с Ним. В обусловленном же сознании
Если такой дух совместного служения будет возрожден в человеческом обществе, то естественным образом Богоцентричное общественное устройство
Сама структура
Следует отметить, что занятость в соответствии со своей природой
Итак,
Одним из частных проявлений совместного служения преданных и всех людей, чему Шрила Прабхупада учил преданных, является благотворительная деятельность (на этом в большей степени делается акцент в формулировке из «Лиги преданных»). Но преданный помогает людям не потому, что движим идеей добра или желанием славы (т. е. желаниями
Завершая объяснение этой части «Конституции», стоит отметить, что первые её пять пунктов, по сути дела, описывают ступени постепенного развития человека, благодаря чему он может обрести широкое «несектантское» видение и более осознанно включиться в объединяющее всех людей служение — построение здорового Богоцентричного общества. Формы такого служения могут быть разными в силу разных культур и обусловленности людей:
Поскольку способностью видеть врожденную склонность живых существ к служению и объединять их на этой основе обладают только зрелые преданные, именно они и должны руководить этим общим служением или быть его инициаторами и вдохновителями. Следующие несколько пунктов «Конституции» говорят о том, как такие преданные обретают столь глубокое и широкое видение.
Идеология данного положения заключается в том, что преданные должны активно участвовать в социальной жизни, а не избегать её. Более того, им следует быть вдохновляющим примером для всех людей в том, как вести свою социальную жизнь на духовной основе.
В соответствии с данным пунктом и его идеологией, стратегическое видение нашего Движения заключается в том, что мы предлагаем обществу решение социальных проблем с позиции духовного знания и вместе со всеми людьми участвуем в реализации различных социальных проектов. Преданные, обладающие духовным опытом, могут становиться лидерами различных социальных проектов, важных для общества.
7
7. Используя индивидуальный подход, стараться спасать людей, ставших жертвой тенденций, превалирующих в современной цивилизации под лозунгами ложных, внешне привлекательных идеологий, чтобы человек снова смог стать свободной душой и жить свободным, обретя духовное видение. Это возможно осуществить благодаря индивидуальной духовной инициации,
В предыдущих шести пунктах «Конституции» Шрила Прабхупада дал указания относительно того, каким образом ИСККОН будет служить обществу, объединяя и возвышая его. Здесь же и далее Шрила Прабхупада объясняет, где члены ИСККОН будут брать духовную силу и чистоту для такого служения, и где будут находить прибежище пробудившиеся к чистой преданности души, вошедшие в соприкосновение с преданными. Этим источником духовной силы и чистоты должна быть
Интересно, что в русских переводах книг акцент
Таким образом, в переводе читателю предлагается принять следующую мысль: достаточно одномоментного религиозного ритуала, чтобы стать стопроцентным преданным. Поскольку сама эта мысль иррациональна (лишена здравого смысла) и прямого отношения к науке
Вслед за Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром Шрила Прабхупада давал преданным две инициации. Первая —
На начальном, религиозном уровне смирение преданного заключается в подчинении указаниям старших и исполнении благоприятных для духовного развития и очищения практик, главной из которых является воспевание на чётках
В связи с этим важно отметить, что принятие прибежища в религиозной традиции может на какое-то время защитить человека от идеологического влияния материалистической цивилизации, но только личная духовная реализация способна сделать его действительно не подверженным этому влиянию. Поэтому только преданный, должным образом прошедший процесс
В этом пункте описывается идеология
В соответствии с данным пунктом и его идеологией, стратегия ИСККОН должна заключаться в поиске разумных и ответственных людей, которые стараются сделать общество лучше, но не могут сделать этого из-за отсутствия или недостатка духовного знания. Помогая этим людям обрести духовное видение и избавиться от невежества, вызванного влиянием материалистических идеологий, мы тем самым создаём настоящих духовных лидеров, которых так не хватает этому миру.
8
8. Углублять понимание этой высшей истины в соответствии с тем, как она была представлена Господом Шри Чайтаньей Махапрабху и шестью Госвами во главе с Рупой и Санатаной Госвами.
Став
В данном пункте Шрила Прабхупада объясняет, что качество
ИСККОН должен предоставлять преданным, занятым ответственным миссионерским служением, возможность глубокого изучения духовной науки, что способствует обретению сокровенного опыта Богообщения. Истинные духовные лидеры действуют, побуждаемые вкусом духовных взаимоотношений, а не просто религиозными верованиями.
9
9. Для этого наряду с прочими принципами следовать тем четырём целям, которых придерживались Госвами Вриндавана:
9.1 Возвести святое место трансцендентных игр, в котором члены (семьи) Господа Шри Кришны мог-ли бы процветать.
Очень существенный момент миссионерской программы Госвами заключается в том, что у чистых преданных должна быть духовная родина,
В другом месте своего эссе о Гита-нагари Шрила Прабхупада отмечает, что благодаря опыту жизни в таких местах преданные смогут ощутить также и то, что все живые существа связаны между собой любовными отношениями, и что человек и Бог, человек и мир, равно как мир и Бог могут существовать в сладостной гармонии:
Идеология данного пункта заключается в том, что для обретения духовного опыта, соответствующего науке расы, преданные должны заниматься духовной практикой в атмосфере святой
Руководство ИСККОН должно обучать преданных тому, как создавать атмосферу святой
9.2
9.2 Открывая миссионерские отделения, распространять по всему миру метод трансцендентного служения Богу и донести до всех людей, что преданное служение является главным предназначением человека.
В каждом городе должны быть «офисы» Гита-нагари, т. е. проповеднические центры, в которых будут читаться лекции путешествующими
Идеология данного пункта заключается в том, что ИСККОН является главным образом просветительской организацией.
В соответствии с данным пунктом и его идеологией, ИСККОН должен в каждом крупном населённом пункте открывать и поддерживать просветительские центры, в которых как обычные люди, так и члены ИСККОН смогут получать знания в самых разных областях жизни, которые даны Богом. Эти центры должны исполнять роль колледжей
9.3
9.3 Для достижения этого использовать мирные методы проповеди и создать широкое общество, в котором все его члены, включая ученых (scholars) и доброжелателей (admirers), могли бы участвовать в этом служении, как это предписано «Шримад-Бхагаватам».
Шрила Прабхупада указывает здесь на то, что проповедь преданных должна быть свободна от фанатизма и основана на образовании и культуре. Более того, здесь он подчёркивает, что преданное служение также должно совершаться вместе с теми, кто вайшнавами не является, но расположен доброжелательно, разделяя ценность преданности Отцу всего живого. Вокруг общества преданных будет складываться широкая общественная прослойка союзников, состоящая из родственников преданных, знакомых по работе, спонсоров, близких в каких-то идейных вопросах учёных и других деятелей. Именно на этом положении базируется идея создания Института Бхактиведанты, который был задуман Шрилой Прабхупадой как учебное заведение для обучения всех людей, которые по различным причинам не готовы принять религию вайшнавизма. Вот как Шрила Прабхупада объясняет этот принцип в «Гита-нагари»:
Об этом же принципе говорит Кришна в «Бхагавад-гите», 3.26:
Таким образом, широкое общество, в котором преданные смогут мирно сотрудничать с другими людьми, даст возможность очень многим душам развить преданность Господу.
Идеология данного пункта заключается в том, что бхакти — служение Всевышнему — не является прерогативой только членов религиозной организации вайшнавов. Нужно также стремиться заниматься таким служением совместно с теми, кто принадлежит к другим духовным традициям, или даже не принадлежат ни к каким, но при этом склонен к сотрудничеству, разделяя тем самым Богоцентрическое мировоззрение.
Стратегия ИСККОН в соответствии с данным пунктом и его идеологией заключается в том, чтобы вести разумный диалог со всеми здоровыми силами в обществе и действовать в союзе с ними. Наши просветительские центры и общины должны быть открыты для взаимодействия со здоровыми силами общества как из властных структур, так и из научных либо религиозных кругов.
9.4
9.4 Возвести везде, где возможно, храмы Радха-Кришны и Шри Чайтаньи и начать поклонение Им; обучать всех людей правилам
Как мы отмечали выше, наша программа оздоровления и освобождения души — это
В этом пункте говорится о необходимости поклонения
На ряду с просветительскими центрами в каждом населенном пункте должны существовать храмы, где члены нашего общества и те, кто не являются таковыми, могут совершать простое поклонение Личности Бога для очищения своего сердца и развития отношений с Ним.
10
10. Научить членов Общества и всех людей предписанному «Бхагавад-гитой» более простому и естественному образу жизни с помощью средств, соответствующих времени и месту.
Это положение не имеет аналога в «Лиге преданных», поскольку в Индии даже городские люди были приучены (особенно в то время, в середине двадцатого столетия), к простой и естественной жизни. Однако, приехав на Запад, Шрила Прабхупада увидел, что городская жизнь в
Начиная с этого, 10 пункта «Конституции», и до 13 Шрила Прабхупада описывает различные практические аспекты деятельности ИСККОН для достижения успеха, как на поприще служения всему обществу (пп. 1—6), так и на поприще духовного и социального развития самого общества преданных (пп. 7—9).
Идеология данного пункта заключается в том, что простой и естественный образ жизни является важным условием для восприятия духовного знания и самореализации. Люди теряют естественный разум из-за того, что отвернулись от простой жизни на природе и здорового труда.
Обучать людей тому, как жить честным трудом на земле, помогая друг другу и полагаясь на волю Господа. Вайшнавы должны изменить свой образ жизни, взяв наконец на себя ответственность за строительство общин, где преданные могут решать экономические вопросы человеческой жизни в духе самоуправления и самообеспечения. Добрососедство и сотрудничество с деревенскими жителями поможет городским преданным обрести этот опыт простой и естественной жизни.
11
11. Организовать образовательные программы, такие, как лекции и проповеднические турне, и учредить различные виды служб, как, например, почтовая рассылка, на благо членов Общества и всех людей.
Идеологияданного пункта заключается в том, что образовательная деятельность ИСККОН должна быть обеспечена информационно на хорошем профессиональном уровне.
Применение всех современных средств коммуникации в духе
12
12. Печатать периодические издания, книги и/или брошюры на всех основных языках, чтобы все люди смогли прочитать их и иметь возможность контакта с Обществом.
Широкая деятельность по изданию и распространению книг была развернута Шрилой Прабхупадой именно в рамках ИСККОН. Этот пункт среди Семи целей ИСККОН стоит последним и выражен в следующей формулировке:
Книги Шрилы Прабхупады — это основа Движения и должны быть доступны всем. Кроме того, зрелые лидеры общества могут издавать новые книги и брошюры для разъяснения знаний, изложенных в книгах Шрилы Прабхупады.
Не прекращать усилий по изданию и распространению трансцендентной литературы.
13
13. Поднять до уровня качества благости каждого члена Общества с помощью метода
В этом положении «Конституции» Шрила Прабхупада подчёркивает, что второстепенный аспект
Здесь Шрила Прабхупада раскрывает внешний аспект
Привлекать в Движение преимущественно образованных и культурных людей, а также помогать всем членам Общества обретать добродетельные человеческие качества.
14
14. Второстепенные цели Общества включают в себя следующие:
14.1 Возродить ценную для всего мирового сообщества и научно обоснованную систему социальных укладов, известную как четыре сословия (разумные лю-ди, воины, производители и их помощники), на основе качеств людей.
Идеология этого пункта заключается в том, что для человеческой цивилизации важно, чтобы люди занимались деятельностью в соответствии со своей природой. Действуя соответственно своей природы, человек ощущает себя частью Божественного замысла, и тогда проявление Богоцентрического общества становится естественным. Без такой связи с Божественным замыслом люди становятся неудовлетворенными, а потому агрессивными.
В своей образовательной деятельности ИСККОН должен уделять особое внимание в выявлении скрытых талантов в людях для того, чтобы образовательный процесс помогал каждому найти своё место в обществе в соответствии с Божественным замыслом. Такая образовательная система требует наличие живого и квалифицированного института наставничества.
14.2
14.2 Развенчать извращённые представления о превосходстве одного человека над другим, основанные на ложном праве по рождению или преследуемых корыстных интересах.
Шрила Прабхупада говорит здесь о том, что необходимо в каком-то виде восстановить
Человек, живущий в соответствии с Высшим замыслом, понимает что права в обществе (его положение) обеспечиваются исполнением его обязанностей перед обществом. В кастовой же системе положение человека определяется не по его качествам, а правом по рождению. Это недопустимо. Богоцентрическое общество построено на основе сотрудничества людей, обладающих разной природой, а не на превосходстве одной природы над другой.
Обучать членов Общества и всех людей сотрудничеству в соответствии со своей природой для достижения общего процветания. Для этого возрождать институт квалифицированного наставничества.
14.3
14.3 Опираясь на проверенные временем традиции, популяризировать вегетарианское питание, дающее человеку всё необходимое количество белков, углеводов, жиров и витаминов.
Это значит, что
Идеология данного пункта заключается в том, чтобы устранить ненужное насилие, которое негативно влияет на атмосферу в человеческой цивилизации.
Остановить бесчеловечную практику неоправданного убийства других живых существ (особенно коров) и обучать общество полноценной и приятной сердцу пищевой альтернативе мясоедению. С этой целью открывать вегетарианские кафе и рестораны, проводить кулинарные курсы и т. п.
14.4
14.4 Бороться с употреблением одурманивающих средств всех видов и сортов, вызывающих зависимость, и знакомить подвергнувшихся этим воздействиям людей с проверенными методами духовной практики.
а) законные отношения с женщинами;
б) свобода от интоксикаций;
в) вегетарианская диета;
г) неучастие в азартных играх, а также в ненужных спортивных либо увеселительных мероприятиях.
Эта часть социальной работы, к сожалению, в ИСККОН не очень развита, хотя очевидно, что потребность общества в таком служении с нашей стороны всё возрастает. Преданные явно могут многое сделать в этом отношении, поскольку они не просто говорят о свободе от различных зависимостей, но и сами строго воздержаны в этом отношении
Наличие в «Конституции для Общества» второстепенных целей, связанных с благочестивой деятельностью, напоминает нам о том, что мы не должны пренебрегать
Идеология этого пункта заключается в том, что необходимо снять дурман с ума людей, создаваемый интоксикациями, для того, чтобы облегчить им путь к сознательной жизни.
Поскольку преданные ИСККОН сами ведут свободный от интоксикаций образ жизни, то они способны и должны передать вкус такой жизни всем остальным. Активное участие вайшнавов в общероссийском проекте «Общее дело» очевидным образом соответствует данному положению.
Подводя итог нашего рассмотрения «Конституции для Общества» Шрилы Прабхупады, напомним общую логику документа. В начале (положения 1—6) наш Ачарья-Основатель указывает на необходимость служения преданных внешнему обществу. Оно является такой же частью семьи Господа, как и общество вайшнавов. Имея подобное понимание, преданные должны активно действовать, чтобы понизить уровень дисгармонии и страданий, присущий современному обществу, а также способствовать его объединению вокруг универсальных духовных ценностей и служения Верховному Господу. Очевидно, что религия в современном мире в целом не выполняет эту роль, что указывает на присутствие в ней атеистического вируса
Далее (в положениях 7—9) Шрила Прабхупада объясняет, за счёт каких духовных и социальных ресурсов ИСККОН может помочь обществу в установлении культуры благости, основанной на ценностях бхакти. Для этого в нашем Обществе следует воспитывать широкомыслящих, культурных и духовно зрелых лидеров (п. 7), которые серьёзно восприняли Миссию Госвами Вриндавана и Шри Чайтаньи Махапрабху (п. 8). Чтобы осуществить эту задачу, преданным нужно будет проявить своего рода частичную копию Духовного мира
Эта «Конституция», составленная Шрилой Прабхупадой, описывает постепенный путь духовного развития человека от благочестия до чистой преданности Богу. Причём это развитие понимается им не как отчуждённый индивидуальный процесс, а напротив, как направленный на построение здорового, пронизанного духовными ценностями общества, которое будет служить достижению высшей цели человеческой жизни. Именно такого развития ждёт от нас наш Ачарья-Основатель.
Разумеется, мы лишь кратко осветили положения «Конституции для Общества», поскольку не имеет смысла делать это подробно на страницах этого методического пособия. Шрила Прабхупада говорит здесь не просто о философии
Отзывы и предложения
Будем благодарны вам за отзывы и предложения по материалу этого методического пособия и опыту его применения. Если у вас возникли вопросы, мы постараемся на них ответить.
Письма можно направлять на адрес
Примечания
1
Широко известны слова, которые произнес Бхактиведанта Свами Прабхупада незадолго до своего ухода: «Ваш любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать друг с другом».
2
Описанный здесь подход и настроение коллегиальной работы не отменяет необходимости следования стандартным процедурам любого совета – регламенту, отчетности и т.п.
3
Если перевести буквально — «техникам духовной жизни», — прим. авт.
4
В оригинале «the Sense of Godhead», букв. «ощущение [присутствия] Бога», — прим. авт.