Беседа об истинной духовности и Кандинке

Беседа об истинной духовности и Кандинке

Посвящается Шриле Прабхупаде, истинному Человеку, Учителю и Другу

Вопрос: Что представляет собой вайшнавизм (Сознание Кришны) и почему эта религия распространяется в России, большая часть населения которой считают себя православными христианами?

Ответ: Мы не проповедуем христианам, это наш принцип. В том смысле, что мы не предлагаем христианам поменять религию. Когда Шрила Прабхупада (основатель нашего Общества) разго­варивал с христианами, он вдохновлял их повторять Иисусову молитву на четках и обсуждал с ними заповеди христианства (такие, как “Ни убий”, и др.). Он говорил также, что многие из христиан не следуют учению Христа осознанно, поэтому он основал на Западе Движение сознания Кришны.

Вопрос: Тем не менее, многие члены Общества сознания Кришны наверняка являются крещенными, поэтому разве не справедливы обвинения в том, что вы занимаетесь прозелитизмом (т.е. побуждаете людей сменить религию)?

Ответ: Ни для кого не секрет, что между обрядом и созна­тельным принятием веры имеется существенная разница. Многие формально принявшие крещение становятся впоследствии агностиками и неверующими. Мы думаем так: если Православная Церковь не может позаботиться об этих людях, дать им духовное прибежище, то это должны сделать мы или другие религиозные конфессии. Или пусть лучше деградируют в бездуховной атмо­сфере?

Вопрос: Давайте вернемся к вопросу о том, что представляет собой вайшнавизм. Насколько верно утверждение, что вайшнавизм является традиционной религией Индии?

Ответ: Вайшнавизм – учение любви к Всевышнему Господу Вишну, или Кришне, известное также как бхакти-йога – испо­ведуется индусами издревле. Оно увековечено в “Бхагавадгите” и “Бхагавата Пуране” – священных санскритских текстах, насчитывающих несколько тысяч лет. Что касается практики воспевания Харе Кришна мантры, то широкое распространение в Индии она получила около пятисот лет назад, в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья – великий святой 16-го века, придавший новую силу и глубину ведической традиции бхакти. Мы являемся его последователями.

Вопрос: Но ведь принято считать, что индуизм – это закрытая кастовая система, т.е. не будучи этническим индусом, причем родившимся в высокой касте, принять посвящение в любой разновидности ведизма невозможно.

Ответ: Это как раз и есть то представление, против которого боролся Шри Чайтанья и другие великие Учители Индии. Напри­мер, известно, что Чайтанья сделал одного человека, родившегося в мусульманской семье, то есть человека вне индуистского общес­тва, ачарьей (авторитетом для индусов) в отношении повторения на четках Харе Кришна [ref]Хотя широкое распространение мантра Харе Кришна получила именно в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху, она не была неким нововведением в традиции бхакти. С этой мантры начинается древнее ведическое писание “Калисантарана Упанишад” (м.1), явля­ющееся частью Яджур Веды:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
ити шодашакам намнам кали калмаша нашанам
натах паратайопайах сарва ведешу дришйате

Первые две строчки – это текст мантры, а далее говорится: ити шодашакам намнам (эти шестнадцать имен Бога) кали калмаша нашанам (нейтрализуют влияние эпохи Кали – железной эпохи раздоров и лицемерия) натах паратайопайах (нет более высокого пути) сарва ведешу дришйате (во всех ведических писаниях).[/ref]. Почему? Потому что этот человек обладал качествами святого. Чайтанья разрушил кастовые предрассудки индусов на основе истинного понимания Вед, однако до сих пор некоторые “ортодоксы” в Индии полагают, что вайшнавизм (вишнуизм) – это “национальная религия”. Что тут поделаешь? В санскрите вообще нет слова “индус”, поскольку Веды – это Уни­версальные Знания, они для всех.

Проповедь учения бхакти на Западе не являлась изобретением Прабхупады. Биографы Шри Чайтаньи упоминают об одном его пророчестве, согласно которому святое имя Кришны будут вос­певать в каждом уголке мира. Первую попытку исполнить проро­чество Чайтаньи и познакомить не-индусов с учением бхакти пред­принял еще духовный учитель Шрилы Прабхупады – Бхактисидд-ханта Сарасвати Тхакур. Он посылал своих учеников – санньяси (монахов) в Европу, но их миссия не увенчалась значительным успехом. Именно Прабхупаде, благодаря его преданности делу учителя и смирению, удалось исполнить пророчество Чайтаньи Махапрабху. Теперь вайшнавы не только индусы, но русские, аме­риканцы, итальянцы, японцы и др., причем уже во втором поколе­нии. Я думаю, что это духовное Движение постепенно будет все больше и больше востребовано национальными культурами и в будущем люди поймут, что Прабхупада совершил великий вклад в дело духовного возрождения цивилизации.

Основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (слева) и его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Встреча российских вайшнавов с главным министром правительства Дели госпожой Шейлой Дикшит

Автор богословских трудов о сампрадайе Шри Мадхава российский вайшнав Гададхар Пандит дас (в центре) — всегда почетный гость последователей древней вайшнавской традиции в Индии

5

Оставьте комментарий