Вопрос: Похоже, что деятельность миссионерского отдела Томской епархии может серьезно осложнить межрелигиозный диалог и повредить вашей репутации. Как наши власти воспринимают происходящее?
Ответ: Знаете, я не думаю так. Мы как никогда ранее чувствуем поддержку общественности и сочувствие самых разных людей в городе. Конечно, в деревне многих настроили негативно, но со временем люди разберутся, что есть что. Единственная организация, чья репутация, к сожалению, пострадает в результате этих событий, особенно в глазах интеллигенции – это репутация Православной Церкви. По милости господина Степаненко люди начинают задумываться о происходящем, о сущности религии. Есть старый христианский анекдот на эту тему. Умерли водитель автобуса и священник. Водитель умер в пьяном виде, но попал в рай, а священнику достался ад. Священник не согласился с таким исходом: “Как же так?” Ему объясняют: “Когда водитель, будучи пьяным, вел автобус, все активно помнили Бога и молились, а когда ты читал свои проповеди, люди думали о мирском, или спали”. Согласно этому анекдоту, у господина Степаненко есть все шансы попасть в рай, но проблема в том, что Христос не относится к деятельности апологетов с юмором: “И многие скажут мне в тот день: “Не твоим ли именем мы свидетельствовали и бесов изгоняли?” И тогда я объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от меня, творящие беззаконие”. По своей безграничной милости Господь старается уберечь их от религиозного атеизма, но, видимо, они не желают услышать Его предостережение.
Что касается второй части вашего вопроса, о наших чиновниках, то они просто выполняют свой долг, соблюдают закон. Закон – единственная сила в нашей стране, что помогает как-то сохранять стабильность в обществе. Если поддаться на давление Церкви и позволить госслужащим дискриминировать людей по религиозному признаку, всей системе светского государственного устройства и межгосударственных договоров России придет конец. Все это прекрасно понимают. Лично у меня нет никаких сомнений в том, что настоящей мишенью апологетов является не Общество сознания Кришны, а светская Конституция, с ее правом личности на выбор веры. Разумеется, никто из них об этом не заявит прямо и открыто. Предложение изгнать кришнаитов из Кандинки, потому что они кришнаиты, как бы ни была незначительна наша община в российских масштабах, противоречит интересам нашей страны и потому не может быть принято. Все будет решаться исключительно в правовом поле.
Вопрос: Наступивший год является годом Индии в России. Собираетесь ли вы обращаться за помощью к индийским властям в связи со сложившейся ситуацией?
Ответ: Нет, если высокие гости из Индии приедут в Томск, мы пригласим их на угощение и богослужение. Несколько лет назад я встречался в Томске с первым секретарем посольства Индии в России, господином Тригунаятом, и он сказал мне: “Мы всегда готовы помогать Обществу сознания Кришны, но в первую очередь все вопросы решайте со своими властями”. Нам и без этих слов понятно, что мы граждане своей страны и будем решать свои проблемы в первую очередь на уровне общественности и власти Томска. Надеюсь, что конфликт вокруг проекта в Кандинке исчерпает себя в пределах Томской области.
Вопрос: Спасибо Вам за содержательную беседу. Может быть, скажете несколько слов пожеланий или напутствий в отношении обсужденных тем?
Ответ: Я очень надеюсь, что наш голос и голос других верующих, которые обеспокоены отсутствием искреннего диалога в межрелигиозной сфере будет услышан в Православной Церкви. Мы открыты к честному обсуждению и решению проблем и недоразумений, готовы принимать старшинство Православной Церкви, поскольку она представляет религиозное большинство. Нас огорчает, что Церковь, говоря о своем попечительстве о благе народа и государства, на деле расположена замыкаться в собственных интересах и относится отчужденно к нам и другим религиозным меньшинствам. Наше общество теперь как никогда нуждается в подлинно духовной, объединяющей теистической идеологии, поэтому Православная Церковь, если она хочет сыграть историческую роль в деле духовного оздоровления и объединения нации, не может игнорировать эту главную нужду общества, которая, в действительности, является голодом к духовной любви.
Рекомендуемая литература и источники в Интернете:
1. Мнения ученых-религиоведов, изучавших Движение сознания Кришны в России и других странах, обобщены доктором философских наук, государственным советником РФ 3 класса СИ. Иваненко в книгах: «Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние» (М., 2008), «Кришнаиты в России: правда и вымысел» (М., 1998). Также мнение ученых о Движении сознания Кришны содержится в учебниках по религиоведению, например: Лобазова О.Ф. <Религиоведение>: Учебник — М: Издательско-торговая компания “Дашков и К”, 2008. 488с., Под ред. А.Ю. Григоренко Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.-СПб.: Питер, 2008. 507с. С результатами экспертных оценок Общества сознания Кришны можно познакомиться здесь:
http://newjaipur.narod.ru/expert.htm
http://newjaipur.narod.ru/psiho.htm
2. С позицией апологетов, в частности М.В. Степаненко, можно
познакомиться здесь: www.к-istine.ру/sects/mosk/mosk.htm
3. Представители православного теизма иногда решаются высказать свои убеждения публично. В качестве примера такого выступления, приводим ниже ссылку на статью Архиепископа РПЦ Иоанна (Шаховского) с примечательным названием: “Сектантство в Православии и Православие в сектантстве”: http://www.pravmir.ru/sektantstvo-v-pravoslavii-i/