Вопрос: С этим трудно не согласиться, но мне не понятен такой момент: Прабхупада был монахом и много говорил об отречении от материи. Разве такая проповедь может способствовать укреплению семейных устоев?
Ответ: Вайшнавы не считают семью материальным явлением. Потребность иметь семью находится в душе, поскольку она пришла сюда из мира Радхи и Кришны, из вечной семьи духовного мира. Отречение – это ни что иное, как понимание того, что я – слуга, а не господин. Без отречения семья немыслима. Как только я начинаю мнить себя господином, я начинаю судить близкого человека и искать повод для того, чтобы разрушить семью. Этим поводом может быть его работа, или его вера, не важно. Яд отчуждения, атеизм – вот что разрушает семью. Прабхупада всегда был отреченным человеком и это значит, что он всегда служил семье. Наставление проповедовать вайшнавизм на английском языке он получил от своего гуру, будучи еще молодым человеком, но начал выполнять его после того, как исполнил свой долг перед семьей – вырастил детей и передал им свой бизнес. Но, даже став странствующим монахом, Прабхупада все равно был главой семьи, семьи его учеников, которые из любви к своему учителю и духовному отцу распространили учение сознания Кришны по всему миру. На самом деле для Прабхупады – весь мир был семьей, за судьбу которой он переживал и служению которой посвятил свою жизнь без остатка. Это – главное в его личности.
Вопрос: Спасибо, это важно для меня. Вы говорили про общину вайшнавов и я хотела бы прояснить для себя, каким образом у вас действует система членства. Как вы определяете, кто является членом общины, а кто – нет?
Ответ: Формальное членство у нас отсутствует. Мы проводим программы по философии и культуре бхакти. Через эти программы за то время, что я нахожусь в Томске прошли сотни и сотни людей. Люди приходят, слушают, воспевают, и большинство из них потом уходят. Но те, кто остаются – это и есть члены общины, вайшнавы. Они остаются в общине, потому что нашли то, что всегда искали в глубине своей души и не смогли обрести в других обществах. На опыте своей жизни могу с уверенностью сказать, что если бы не Движение сознания Кришны, я не пришел бы к Богу. Мое отношение к религии всегда было нейтральным, с долей иронии, хотя я был знаком с текстами Библии и Корана. Именно ведическое знание открыло мне путь к Высшему Разуму, к Богу.
Есть люди, которые по душевному складу своему могут обратиться к Богу не иначе, как в православии, есть и те, для кого Бог становится привлекательным именно в протестантизме, а есть люди, которым путь к Богу прокладывает буддизм, и т.д. Всевышний Господь Един, но разные религии акцентируют внимание на различных Его ипостасях и качествах, чтобы донести Его славу до людей с различной душевной и культурной организацией – в понимании этого принципа суть теизма. Разнообразие религий устроено Господом и угодно Ему.
Все люди ищут чего-то близкого им в душе, приходят и уходят, однако для нас важно то, что те из них, кто приходил и учился у нас, но не остался, ушли обогащенными в духовном и интеллектуальном отношении, а также благодарными. Многие из них, получив духовный импульс, стали впоследствии серьезными верующими, найдя себя в православии, или других конфессиях. Это нас радует, потому что главная цель наших проповеднических программ – это теистическое просвещение людей, а не формальное приобщение их к Обществу сознания Кришны.
Вопрос: Вы подчеркиваете, что формальное членство у вас отсутствует, но тогда откуда вы берете средства на проведение своих программ и благотворительные проекты? Я слышала, что Томское общество сознания Кришны обеспечивало бесплатной пищей людей без определенного места жительства и других неимущих.
Ответ: Пожертвования. Если в вашем обществе достаточно сознательных и ответственных людей, разве могут быть проблемы с финансами? Когда такие люди видят, что осуществляется благое дело, они с удовольствием оказывают посильную помощь.
Вопрос: Другой вопрос касается пищи, которую вы раздаете бесплатно, она ведь не просто вегетарианская, но является освещенной по вашим обрядам. Поэтому может создаваться впечатление, что в ее раздаче присутствует не столько мотив благотворительности, сколько желание приобщить нуждающихся к вайшнавизму. Вы же не говорите людям, что они кушают освещенную не по православному обряду пищу?
Ответ: Достаточно странная идея обращать бомжей в вайшнавизм. Мы просто хотим помочь этим людям обрести силы достойно жить, вот и все. Пищу мы предлагаем, как я уже объяснял не идолам, а Всевышнему Господу, поэтому, кушая ее, человек не меняет вероисповедания, но набирается сил духовных и приближается к Богу. Атеистам этого не понять. Здесь, в Томске, мы всегда объясняем людям, которым помогаем, что наша пища не просто вегетарианская, но и благословленная предложением Всевышнему Господу Кришне, потому укрепляющая не только тело, но и дух. Что касается прихожан иных религий, то мы не угощаем их такой пищей – это вопрос уважения их религиозной принадлежности. Разумеется, если христианин обладает теистической зрелостью, он может принять прасад (пищу, предложенную Кришне), так же, как и вайшнав – теист может с почтением принять христианскую просфору (предложенный Господу хлеб). Однако большинство верующих не находятся на этом уровне, поэтому им не советуется выходить за околицу их традиций.
Возвращаясь к теме благотворительности, следует сказать, что Прабхупада поощрял вайшнавов в этом отношении и часто говорил: “В радиусе десяти миль от наших центров не должно быть голодных”. Многие знают, что вайшнавы раздают пищу практически во всех “горячих точках” страны – так было в Грозном, в Сухуми, а недавно и в Осетии. В таких местах людям вообще все равно – освещенная пища или нет – просто голодные, измученные войной люди, в основном старики и женщины, набивают котелки кашей и супом.